04.11.2018
Все родители мечтают разглядеть в ребёнке
хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадоваться рано проявившемся
у него «удивительным» способностям. Кроме того, наверно хотят видеть своего
ребёнка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем,
человеческих отношениях, искусстве.
Ваш
ребёнок всё время находится в окружении самых близких людей, и только семья
способна развить его эстетические чувства, интерес, и любовь к богатству и
красоте всего, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются
в семье. Поэтому надо, как можно больше лучше и многообразнее использовать
возможности семьи.
Если вы просто напеваете, ребенок уже
приобщается к музыкальному искусству, и тем самым вы передаёте ему частицу
вдохновения. А когда у ребёнка есть брат или сестра, эстетические формы
совместного досуга ( чтение сказок, слушание музыки, постановка кукольного
спектакля) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.
В результате общения с музыкой ребёнку
передаётся её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть,
решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки,
благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется
гуманное отношение к миру.
Музыкальные способности могут проявляться рано, а
их отсутствие (что может показаться вам на первый взгляд), нельзя считать
действительным. Толька ваша увлечённость и забота о приобщении ребёнка к
музыке, создание вокруг него музыкально- эстетической среды и необходимых при
этом знаний помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.
Родителям, имеющим музыкальное образование, будет
немного легче, т. к. им пригодятся исполнительские навыки, игра на музыкальном
инструменте. Мамам и папам, не имеющим специальной музыкальной подготовки,
совсем не обязательно обладать яркими вокальными или танцевальными данными.
Достаточно уметь петь чисто, правильно интонировать музыкальные мелодии,
выразительно выполнять плясовые движения.
Будет просто замечательно, если в вашем
репертуаре будут русские народные песни, раздольные и протяжные, нежные и
лирические, звонкие и задорные, различные детские игровые потешки и призывы,
заклички, самые разнообразные песенные и танцевальные мелодии – спокойные,
плавные, отрывистые, грустные и радостные. В жанрах вальса, польки,
современного танца, плясовой. Кстати сказать, детей может привлечь и
оркестровая музыка, но желательно с каким- нибудь солирующим инструментом.
Например: скрипкой, гитарой, флейтой или баяном, главное чтобы мелодии были
несложные и понятные прежде всего вам.
Рекомендую использовать для слушания детский альбом П. Чайковского,
«Времена года», музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские
музыканты» и др. Необходимо также, чтобы дома имелись музыкальные игрушки,
которые содержались бы в порядке и находились в игровых уголках. Ребёнку очень
понравиться, если вы на металлофоне исполните с ним незатейливую мелодию. Чаще
используйте бубен, барабан, детский аккордеон или др. музыкальные инструменты
Звучание инструментов прекрасно развивает восприятие тембровой окраски звука,
обогащает представление детей о звуковой палитре музыки.
Большое познавательное значение имеют для детей
телепередачи о композиторах, о музыке и музыкальных инструментах. Можно
посещать музыкальные вечера, спектакли. Для детей можно приобрести «Музыкальный
букварь» Н. Ветлугиной,
«
В домике старого музыканта», «Нотная азбука для детей» Н. Кончаловской, Для
вас, родители, книга «Музыка – детям» Михеева, «Музыкально –эстетическое
воспитание детей и юношества» В. Шацкой. Книга М. А. Михайловой «Развитие
музыкальных способностей детей».
Итак, уважаемые родители, вы получили
некоторые рекомендации и основные ориентиры, о процессе музыкального воспитания
детей. Наряду с этим вы совершенствуете собственные музыкальные способности и
развиваете интерес к музыке у ребенка. Учите детей слушать музыку, вызывая у
них желание петь, танцевать, играть.
Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет
светлее и радостнее.