04.11.2018
«КАК РАЗВИВАТЬ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ ДЕТЕЙ?»
Знает ли кто-нбудь ребенка,
который с первых лет не проявил бы
никакого интереса к музыке? Не
попытался бы сам напевать, дудеть,
отбивать ритм рукой или
ритмично топать? Мир звуков окружает
ребенка с момента рождения.
Нам нужно помочь ребенку сделать
верные, нужные шаги к дружбе с
музыкой. Может быть, мы зря об этом
говорим? Учить музыке своих
детей хотят почти все. Но сколько потом
разочарований! Намаявшись с
ребенком, родители делают вывод: «Не
способный к музыке». И на том
дело заканчивается. У ребенка же
надолго остается отношение к
музыке как к чему-то трудному,
недоступному.
Для того чтобы ребенок тянулся
к музыке, нужно как можно раньше
помогать ему, слушать разные
звуки. Какая мама не использовала
крышки от обычных кастрюлек, чтобы занять своего малыша? Он гремит ими вволю, испытывая настоящую радость. А ведь такая игра
имеет непосредственные
отношения к развитию слуха ребенка.
Что же такое музыкальный слух?
Музыкальный слух– это способность человека воспринимать отдельные качества
музыкальных звуков — высоту,
громкость, тембр, а также способность ощущать функциональные связи между звуками в музыкальных произведениях.
Обычно малыш очень рано что-то
мурлычет, напевает. Как правило,
детям нравится красивое,
выразительное чтение стихов; привлекает
человек, играющий на баяне,
скрипке, пианино. Малыши тянутся к
звукам, к музыке. Давайте
помогать им в этом. Покупая малышам
игрушки, родители заботятся о
яркости цвета, выразительности формы.
Но, как правило, мало
заботятся о том, чтобы окружить ребенка
звучащими игрушками или
предметами. А между тем, многие дети,
подрастая, прямо-таки ищут эти
звучащие предметы. Сначала бросают
на пол погремушки, крышки от
маминых кастрюлек. Потом
начинаются другие открытия:
оказывается, если ударять ложкой по
кастрюле – один звук, по чашке
– другой, а по тонкому стакану –
третий. Вам легче будет
руководить музыкальным развитием малыша,
если вы будете общаться со
звуками вместе с ребенком.
Чтобы познакомить ребенка с
высокими и низкими звуками можно
использовать свой голос (спеть
или прочитать отрывок стихотворения
высоким голосом, потом –
низким), разные по звучанию колокольчики,
детские музыкальные
инструменты (металлофон, дудочка).
Длительность звука можно
изучать с помощи карандаша или ручки.
Пусть Ваш ребенок, пока звучит
нота, рисует на листе бумаги линию, а
когда звучание ноты
прекратится, перестанет рисовать. Такая игра
развивает слуховое внимание и
дает представление о существовании
долгих и коротких нот, что
является началом развития чувства ритма.
Игра на развитие музыкального
слуха «Угадай что звучит»
Для этой игры Вам понадобится
несколько предметов быта, которые
есть в каждом доме. Пусть это
будут, например, стеклянная бутылка,
кастрюля, тарелка, стакан,
фарфоровая чашка. Возьмите карандаш
(держите его за самый кончик,
чтобы не заглушать звук) и постучите по
каждому предмету по очереди.
Затем попросите малыша отвернуться и
постучите по какому-либо
одному предмету. Когда малыш повернется
к Вам, дайте карандаш ему, и
пусть он отгадает, по какому предмету
Вы постучали.
В эту игру можно начинать
играть с ребенком примерно с 3,5 лет.
Когда Ваш ребенок становится
старше, игру можно усложнять.
Например, добавлять другие
предметы, похожие по звучанию, или
угадывать звучание не одного
предмета, а последовательности звуков.
Игра на развитие музыкального
слуха «Музыкальные стаканы»
Для игры вам понадобятся 2
стакана (или 2 бокала, 2 бутылки) и
металлическая ложка.
Наберите в один стакан немного
воды и постучите по нему ложкой,
держа ложку за самый край.
Попросите Вашего ребенка с помощью
воды и другого стакана
«сделать» такой же звук. Пусть Ваш малыш
самостоятельно набирает
какое-то количество воды в пустой стакан,
стучит по нему ложкой и
добивается нужного звука.
Если использовать 3 и больше
стаканов с водой, можно сочинять
мелодии. Наберите в стаканы
разное количество воды и выстроите их
по высоте звучания (от более
низкого к более высокому). Ударяя
ложкой по стаканам, попробуйте
сочинить мелодию сначала Вы, потом
предложите поиграть ребенку.
Очень важно для развития
музыкального слуха научить ребенка
слушать звуки природы. Гуляя с
детьми, прислушивайтесь, как где-то
скрипнуло дерево, как шумит ветер, как шелестят листья под ногами как по-разному поют птицы. Пусть постучит палкой так, как стучал по
стволу дерева дятел. Обратите
внимание на то, что у короткой палки
звук не такой, как у длинной.
Такая работа с ребенком не
пройдет даром. В будущем не каждый
станет музыкантом, но
музыкально образованным может быть каждый.