14.09.2018
Среди огромного множества музыки, которая нас окружает, нужно выбрать только самое лучшее, ценное, достойное того, чтобы предложить ребёнку, увлечь его и привести в Храм Музыкального Искусства.
Три основных требования к подбору музыкального репертуара:
- художественность произведения;
- доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей;
- соответствие целям и задачам, которые прописаны в программе по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Музыка, которую мы предлагаем, должна нравиться как взрослым, так и детям. Поэтому важно при выборе музыкального репертуара найти тот «золотой фонд», который бы нравился всем и доставлял удовольствие.
Например, такие всем известные песни, как
«Ах, какой хороший Дедушка Мороз»,
«Бравые солдаты» А. Филиппенко,
«Солнышко лучистое» Р. Рустамова,
песни Ю. Чичкова,
Я. Дубравина,
Г. Струве,
В. Шаинского и др.
Эти песни радуют многие поколения детей и взрослых и не перестают быть востребованными.
Этот простой критерий, идущий от здравого смысла, является, как правило, основным и единственным, поэтому важно опираться на указанные выше требования, поскольку музыкальный вкус взрослых может и подвести.
Итак, основное требование – это отбор музыки, формирующей любовь к музыкальному искусству, эстетическое восприятие, художественный вкус, этические и нравственные установки детей-дошкольников.
С этим требованием, как правило, все согласны, однако конкретизировать его по отношению к детскому репертуару не всегда бывает просто. И это не значит, что нужно использовать только классическую или народную музыку.
В понятие художественности входят такие качества произведения,
как яркость
и выразительность образа,
соответствие формы содержанию,
точность и оригинальность выразительных средств и др.
Как правило, дети интуитивно чувствуют и эмоционально откликаются на хорошую музыку, им хочется многократного повторения понравившейся им песни или пьесы.
Следующее требование
– доступность музыкального репертуара детям-дошкольникам в соответствии с их индивидуальными и возрастными возможностями, видом деятельности и возрастом. В целом, музыкальный репертуар должен быть разнообразным по жанрам и содержанию, характеру и настроению.
Критерии выбора музыки для музыкально- ритмических движений имеет свою специфику: важно, чтобы музыка вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. Разнообразие музыкальных стилей и жанров развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус. Поэтому важно включать такие произведения, как:
- детские песни современных российских композиторов: В. Шаинского,
Б. Савельева,
Е. Зарицкой и др.
- народные мелодии: «Калинка»,
«Светит месяц»,
«Барыня»,
«Во поле берёза стояла»
и др.
- эстрадные мелодии:
пьесы А. Петрова из кинофильмов,
музыкальные произведения в исполнении оркестра Поля Мориа,
Фрэнсиса Гойи и др.
- классические произведения:
Э. Грига,
Л. Боккерини,
С. Рахманинова, П. Чайковского,
Г. Свиридова и др.
Для музыкально-ритмических движений также важен строгий отбор музыкальных произведений.
Важно понимать, что музыка для движения – это не фон, не просто удобный ритм, а средство приобщения детей к музыкальному искусству, и от того, какие впечатления ребёнок получит в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие.
Из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы по отбору и использованию музыкального репертуара:
- для музыкального воспитания детей следует отбирать только самую лучшую музыку, позволяющую решать задачи эстетического, духовно-нравственного, творческого развития дошкольников.
Апробированный в многолетней практике музыкальный репертуар для детей составляет «золотой фонд», который можно и нужно повторять в процессе работы с детьми разных поколений.
- в «золотой фонд» детского музыкального репертуара входит не только классическая и народная музыка, но и авторские детские песни и пьесы, написанные для детей профессиональными композиторами
– Е. Тиличеевой,
Т. Попатенко,
А. Филиппенко,
В. Витлиным, В. Шаинским,
Ю. Чичковым,
детские песни А. Пахмутовой и др.,
а также детский фольклор народов мира.
- при отборе репертуара можно проявлять творчество, руководствуясь выше перечисленными критериями. К «золотому фонду» постепенно добавляется новый репертуар.
- объём музыкального репертуара не должен быть слишком большим.
Основной принцип – «на малом учить многому».
Многие пьесы и песни могут использоваться в различных видах деятельности на разных возрастных этапах.
Такой подход позволяет реализовать принцип целостности музыкального воспитания и принцип интеграции образовательного процесса.
- должно быть оптимальное сочетание знакомого и нового материала.
- можно использовать различные способы воспроизведения музыки:
это и фонограммы, и «живая» музыка, а также совместное музицирование с детьми.
Все эти формы воспроизведения важны для музыкального развития детей, расширения их кругозора.