Мы разучились слышать и слушать классическую и народную музыку, музыку в "живом исполнении", обращать внимание на способность сопереживать. И даже большинство современных мультипликационных фильмов, телевизионных и радиопрограмм для детской аудитории не ставят задачу эстетическо-нравственного воспитания, как одну из приоритетных. Музыкальное сопровождение зачастую представлено в компьютерной обработке. Музыка перестала пополнять духовную копилку малыша такими переживаниями как сочувствие, радость, грусть. Поэтому, если мы хотим, действительно, всесторонне развить ребенка, то давайте обращать наше внимание и на чувственную культуру малыша. Если ребенок научился слышать музыкальные оттенки, эмоционально откликаться на услышанное произведение, сопереживать, то он никогда не вырастет черствым и равнодушным человеком. А значит, и наши усилия будут не напрасны.
Культура чувств - это способность ребенка осознавать, переживать и управлять своими желаниями и потребностями в соответствии с мнением и желаниями окружающих - семьи, педагогов, друзей и просто окружающих.
Чем больше у ребенка опыт осознаваемых переживаний, тем больше возможностей к восприятию и пониманию чужих эмоций и чувств.
На музыкальных занятиях в детском саду мы стремимся воспитывать у ребенка эмоциональную выразительность, отзывчивость, развивать способность понимать язык интонаций: речевых, природных и собственно музыкальных. Так музыкальное воспитание постепенно становится средством прочтения этих эмоций.
Сопереживание невозможно без индивидуального опыта переживаний, осознания и узнавания своих эмоций и чувств. Только свой собственный багаж чувственного опыта поможет ребенку сформировать в себе опыт понимания другого человека. Именно насыщение чувственно-эмоционального опыта является одной из главных целей музыкальных занятий, реализуемых в следующих видах деятельности: слушание, исполнение и сочинение.
В подготовительной к школе группе на музыкальных занятиях продолжается работа по формированию певческого глосса, обогащению эмоциональных впечатлений детей при восприятии музыки разного характера, развитию навыков движений под музыку. Дети знакомятся с музыкальными инструментами (скрипка, балалайка, баян и др.) и знакомятся с элементарными музыкальными понятиями (динамика, длительность, темп, ритм, жанр и т.д.)
Наше с Вами взаимодействие, уважаемые родители, предполагает единство требований. В своей работе мы руководствуемся Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.В. Васильевой, исходя из этого, мы рекомендуем Вам к слушанию музыкальные произведения подобранные авторами Программы специально для детей 6-7-летнего возраста:
М. Глинка "Детская полька";
П. Чайковский "Болезнь куклы", "Новая кукла", "Песня жаворонка";
Н. Римский-Корсаков "Море", "Белка", "Пляска птиц";
А. Хачатурян "Танец с саблями";
Ю. Чичков "Ромашковая Русь";
В. Моцарт "Колыбельная";
А. Вивальди цикл "Времена года";
Необходимо отметить, что у каждого человека и ребенка в частности система восприятия неречевой информации различна и напрямую зависит от того, что человек видит, слышит, ощущает в данный момент. Это является важным фактором, т.к. позволяет нам смоделировать на музыкальных занятиях в детском саду и в домашнем кругу различные сочетания подобных ощущений (в том числе вкусовых и обонятельных), способствующих наиболее яркому восприятию и проявлению эмоций. В тоже время, необходимо помнить, что слушание классической музыки ограничивается во времени, т.к. ребенку должно быть интересно. И если малыш хочет слушать музыку "лёгкого жанра" не отказывайте ему в этом. Детские песенки из советских мультфильмов подойдут как нельзя лучше. Включите "Детское радио" и пойте вместе. "И хорошее настроение не покинет больше Вас"!
|