Лэпбук "Музыкально-дидактические игры"

09.02.2020

Лэпбук «Музыкально-дидактические игры»

Интерактивная папка, пособие для детей от 3 до 7 лет

 

Цель пособия:

1.Направлен на музыкальное воспитание детей.

2.Формирование необходимых знаний у детей дошкольного возраста, развитие мышления, внимания, памяти через различные музыкально-дидактические игры.

 

 

Задачи:

1. Развитие музыкального слуха, чувства ритма,

 восприятия музыки,

2. Обучение различению динамики, темпа, тембра и жанра музыкальных произведений,

3. Закрепление программного материала.

 

Содержание лэпбука:

ü  картотека игр по возрастам,

ü  материалы для игр: «Где мои детки»,

ü  «Угадай колокольчик»,

ü  «Угадай сказку»,

ü  «Буратино»,

ü «Композиторы»,

ü «Подумай и отгадай,

ü  «Ступеньки»,

ü «Кто поет»,

ü «Море»,

ü  «Составь музыкальный узор»,

ü «Что делают дети»,

ü «Чей это марш»,

ü «Птицы и птенчики»,

ü  «Подбери танец»,

ü  «Чудесный мешочек»,

ü   Круг Лулия «Карусель»;

ü  картотека профессий и Игра «Профессии»,

ü  демонстрационные карточки: Форте и Пиано, Мажор и минор;

ü интерактивные окошки с двигающейся рамкой для описания музыки (быстро-медлено, громко-тихо, весело-грустно, песня-танец-марш),

ü фишки для игр,

ü плакат «Музыкальные инструменты»,

ü  персонажи,

ü задания и раскраски,

ü кармашки, титульный лист.

 

Музыкально-дидактические игры для 2 младшей группы

 

 «Где мои детки?»

 

Задачи: развитие звуковысотного слуха, закрепление программного материала.

Игровой материал: четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры: дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

   

«Чудесный мешочек»

Задачи:  различать знакомые произведения.

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6).

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова, «Два веселых гуся», «Жил был у бабушки серенький козлик» и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

   

«Прогулка»

 

Задачи: развивать чувство ритма

 

 

Игровой материал.

·        Музыкальные молоточки по числу играющих.

·        Карточки с рисунками лестницы.

 

Ход игры.

 

·        Дети рассаживаются полукругом. "Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки.

·        Вот мы с вами спускаемся по лестнице", - педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок.

·        "А теперь мы вышли на улицу,- продолжает воспитатель,- светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!" - частыми ударами передает бег. Дети повторяют.

·        "Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю", - воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют.

·        "Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень", - воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют.

·        "Испугались ребята и побежали в детский сад", - быстро и ритмично ударяют молоточком.

 

В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.

 

«Птицы и птенчики»

      Задачи: упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 – до 2).

     Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки    (3—4    большие    птицы    и    3—4    птенчика,    рис.    8).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и   высокие  звуки,  например,  до  второй  октавы.  Дети,  которые  держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит do первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

  

«Что делают дети»

Задачи: различать знакомые музыкальные произведения

Игровой материалКарточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки (рис. 12).

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.

 

 

Игры с нитками

Задачи:  развитие чувства ритма

Игровой материал: Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток, ножницы.

Ход игры:

·        Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол.

·        Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности.

·        Педагог, проводя пальцами по ниткам, пропевает либо длинные, либо короткие звуки.

·        В промежутках между нитками звук исчезает.

·        Варианты: Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; несколько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.

  

Музыкально-дидактические игры для средней группы

 

 

 «Ступеньки»

Задачи:  развивать звуковысотный слух

Игровой материал: Лесенка из пяти и из трех ступенек, игрушки (матрешки, зайцы, птички), музыкальные инструменты (флейта, металлофон).

Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.

 

«Волшебная посылка»

Задачи:  развивать тембровое восприятие

Игровой материал: Большая коробка-посылка, металлофон, бубен, барабан, ложки, бубенчики, небольшая ширма

Ход игры:  Воспитатель говорит детям, что в детский сад пришла посылка, и не простая – волшебная. «Отгадайте, что в ней, и тогда она будет ваша». За ширмой воспитатель поочерёдно играет на  каком-либо инструменте. Если дети правильно отгадали название инструмента, взятого из посылки, педагог передаёт его им. Закончить игру можно «Оркес-тром».

 

 «Подумай и отгадай»

Задачи:  узнавать знакомые мелодии песен.

Игровой материалКарточки по числу участников с изображением зайца, медведя, птички.

Ход игры: На доску выставляют картинки с изображением зайца, птицы, медведя. М.р. предлагает детям послушать знакомые пьесы и отгадать, чья музыка звучит. Детям раздают карточки, они слушают пьесу и поднимают нужную картинку.«Медведь» В.Ребикова, «Птичка» М.Красева, «Зайчик» М.Старокадамского.

 

«Укрась музыку»

 

Задачи: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма

Игровой материал: Записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)

Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.  

 

 

 

  

Музыкально-дидактические игры для старшей группы

 

«Кто поёт?»

 

Задачи: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).

Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса,

звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.

Музыкальный материал: «Рассказ папы», «колыбельная песня», «Маленький марш» Г.Левкодимова.

 Хочу такой сайт

 

«Карусель»

Задачи: учить детей чувствовать изменение темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному и медленному.

Игровой материал: Небольшая игрушечная карусель, легко приводимая в движение.

Музыкальный материал: «Карусель» Г.Левкодимова.

Ход игры:

·        Исполняется пьеса, в которой чётко прослеживается изменение темпа.

·        Педагог обращает внимание детей на эту особенность произведения и при повторном исполнении предлагает кому-либо из детей передать постепенное изменение темпа в музыке с помощью игрушечной карусели.

·        Вращая рукой верхнюю часть карусели, ребёнок раскачивает её то усиливая, то замедляя движение карусели в соответствии с изменениями темпа музыки.

 

 

 

«Угадай колокольчик»

 

Задачи: развивать звуковысотный слух

Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки, цветные фишки-ноты (красный, жёлтый, зелёный), тир музыкальных колокольчика или металлофон.

Ход игры: Ребёнок-ведущий звенит поочерёдно то одним, то другим, то третьим колокольчиком или играет на металлофоне три различных звука, дети располагают кружочки на соответствующих линейках. Красный – низкий звук, жёлтый – средний звук, зелёный – высокий звук.

 

«Узнай сказку»

 

Задачи: различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал: Две карточки с изображением Красной Шапочки Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.

Ход игры: 1-й вариант. После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.

Музыкальный репертуар: «Красная Шапочка и Серый волк» Г.Левкодимова.

2-й вариант. Дети выполняют почти такое же задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная Шапочка – оранжевый квадрат, Волк – зелёный квадрат.

 

«Громко – тихо запоём»

 

Задачи: различать динамику произведения

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры он имеет право спрятать сам игрушку.

  

«Буратино»

Задачи:  закрепление пройденного материала

Игровой материал: картинки к музыкальным произведениям, коробка, буратино.

Ход игры. Педагог объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети должны сами отгадать.  Дети достают из коробки соответствующую картинку. Игра может проводиться на занятиях с целью закрепления музыкального материала.

 Вариант игры: ребёнок водящий достаёт карточку и начинает петь песню, которая ему выпала. Тот , кто угадывает первым, берёт карточку себе. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек. Или тот, кто угадал, загадывает песню следующим

   

Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы

 

«Наше путешествие»

 

Задачи: развивать чувство ритма

 

Игровой материал: Металлофон, бубен, ложки, барабан.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например: Оля вышла из дома и побежала вниз по лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире (показ на металлофоне).

 

 

«Составь музыкальный узор»

Задачи: развивать чувство ритма

Игровой материал: карточки с изображением коротких и длинных звуков, карточки «музыкальных узоров», музыкальные инструменты (металлофон, баян, триола, пианино)

Ход игры: педагог проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок, дети выкладывают ритмический рисунок на столе. Затем сверяют с карточкой «музыкального узора».

Вариант: дети самостоятельно проигрывают узор на инструменте по схеме.

  

«Композиторы»

 

Задачи: закрепление программного материала

Игровой материал: двойные карточки с портретами и текстом про композиторов, музыкальные произведения.

Ход игры: 

Вариант 1: педагог зачитывает текст на карточке, дети угадывают про какого композитора речь.

Вариант 2: педагог показывает портрет композитора, дети называют его и рассказывают, что знают о нем.

Вариант 3: педагог включает произведение одного из композиторов. Дети выбирают среди карточек его портрет.

 

«Море»

Задачи:  развивать умение детей различать характер музыкальных произведений .

Игровой материал: Три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; грамзапись.

Ход игры: Воспитатель предлагает послушать детям пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той последовательности, в которой они звучали.

 

   

«Слушаем внимательно»

 

Задачи: воспринимать музыку разного характера.

Игровой материал: Записи инструментальной музыки, знакомой детям, детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка).

Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские музыкальные инструменты. Им предлагают послушать знакомые музыкальные произведения и определить, какие инструменты исполняют это произведение. Найти их на столе.

 

 

«Чей это марш?»

                            

Задачи: расширить у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.

Игровой материал: Прямоугольная карточка (38-13см), разделённая на три квадрата. На первом  - изображены марширующие пионеры; на втором - марширующие солдаты; на третьем – игрушечные солдатики. Три картонные фишки (разноцветные)

Ход игры: Дети слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые поочерёдно. По характеру звучания, по выразительным особенностям дети должны догадаться, чей это марш и закрыть фишкой соответствующую картинку.

Музыкальный материал: «Детский марш», «Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков» Г.Левкодимова.

  

 

«Подбери танец»

 

Задачи: карточки с изображением различных танцев, музыкальные произведения.

Ход игры: педагог включает запись музыкального произведения, дети выбирают, какой танец можно под неё станцевать.

Вариант: дети танцуют под эту музыку выбранный танец. 

 

 

Музыкально-дидактические игры общие

 

«Какая музыка»

 

Задачи: умение определять характер музыки

Игровой материал: интерактивные поля с двигающимися ползунками. На полях изображены весёлый и грустный жучок, медведь и мышь( форте и пиано), заяц и черепаха (быстрая и медленная мелодия). Рамки двигаются для выбора характера мелодии..

Ход игры: музыкальный руководитель показывает картинки и проигрывает пьесы, соответствующие характеру картинок. После прослушивания каждой пьесы, определяется её звучание (быстрое, веселое, громкое или медленное, печальное, тихое)

 

«Аплодисменты»

 

   Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

   Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

    Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно

 

«Нарисуй песню»

 

 

Задачи: воспринимать музыку и уметь её передать образно

Игровой материал: любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход игры: предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

 

Дополнительные игры

 

 

« Профессии»

 

Задачи: расширить представление о музыкальных профессиях, развитие речи.

Вариант 1: игрок берёт карточку и должен назвать профессию, род занятия (ответить на вопрос что делает) если не мог, карточка убирается вниз стопки. Если ответил- берёт себе. Выигрывает тот, кто наберёт больше карточек.

Вариант 2: загадать загадку про выпавшую профессию остальным участникам. Игроки отгадывают, а отгадавший загадывает следующую профессию.

Вариант 3:ведущий начинает перечислять предметы, необходимые для выпавшей профессии. Задача игроков угадать и назвать  её.

Примечание: если выпадет вопросительный знак, ведущий загадывает ещё профессию, связанную с музыкой.

 

 

 

«Выполни задание»

Задачи: закрепление музыкального материала

Ход игры: дети выбирают себе любое задание, связанное с музыкой, взрослый зачитывает его для выполнения.

  

Интерактивные окошки с двигающейся рамкой

 

Задачи:  уметь определять  характер  музыки и жанр

Ход игры: педагог включает разные музыкальные произведения, дети слушают и передвигают рамку соответственно характеру музыки (быстро-медлено, громко-тихо, весело-грустно, песня-танец-марш),

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(87239)2-49-82

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».