09.02.2020
Лэпбук «Музыкально-дидактические
игры»
Интерактивная папка,
пособие для детей от 3 до 7 лет
Цель пособия:
1.Направлен на музыкальное
воспитание детей.
2.Формирование
необходимых знаний у детей дошкольного возраста, развитие мышления, внимания,
памяти через различные музыкально-дидактические игры.
Задачи:
1. Развитие музыкального слуха,
чувства ритма,
восприятия музыки,
2. Обучение различению
динамики, темпа, тембра и жанра музыкальных произведений,
3. Закрепление программного
материала.
Содержание лэпбука:
ü картотека игр
по возрастам,
ü материалы для
игр: «Где мои детки»,
ü «Угадай
колокольчик»,
ü «Угадай
сказку»,
ü «Буратино»,
ü «Композиторы»,
ü «Подумай и отгадай,
ü «Ступеньки»,
ü «Кто поет»,
ü «Море»,
ü «Составь
музыкальный узор»,
ü «Что делают дети»,
ü «Чей это марш»,
ü «Птицы и птенчики»,
ü «Подбери
танец»,
ü «Чудесный
мешочек»,
ü Круг Лулия «Карусель»;
ü картотека
профессий и Игра «Профессии»,
ü демонстрационные карточки: Форте и Пиано,
Мажор и минор;
ü интерактивные окошки с двигающейся рамкой для описания
музыки (быстро-медлено, громко-тихо, весело-грустно, песня-танец-марш),
ü фишки для игр,
ü плакат «Музыкальные инструменты»,
ü персонажи,
ü задания и раскраски,
ü кармашки, титульный лист.
Музыкально-дидактические
игры для 2 младшей группы
«Где мои детки?»
Задачи: развитие
звуковысотного слуха, закрепление программного материала.
Игровой материал: четыре больших карточки и
несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь,
утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в
гнездышке.
Ход игры: дети сидят полукругом
напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель
предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами,
гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками.
Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли
своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где
мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).
Дети,
у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы
здесь» (поют на звуке ля второй октавы).
Воспитатель
забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих
утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые
ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока
все птицы не найдут своих детей.
«Чудесный мешочек»
Задачи: различать знакомые произведения.
Игровой
материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем
игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из
кукольного театра (рис. 6).
Ход игры. Участвует вся группа.
«Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они
спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку
и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям
произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В.
Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова, «Два веселых гуся»,
«Жил был у бабушки серенький козлик» и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них
достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
«Прогулка»
Задачи: развивать чувство ритма
Игровой материал.
·
Музыкальные молоточки по числу играющих.
·
Карточки с рисунками лестницы.
Ход игры.
·
Дети рассаживаются полукругом. "Сейчас, дети,
пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а
помогать нам будут музыкальные молоточки.
·
Вот мы с вами спускаемся по лестнице", -
педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же
ритмический рисунок.
·
"А теперь мы вышли на улицу,- продолжает
воспитатель,- светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!" -
частыми ударами передает бег. Дети повторяют.
·
"Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о
землю", - воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют.
·
"Но вдруг на небе появилась туча, закрыла
солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом
начался сильный ливень", - воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов
молоточком. Дети повторяют.
·
"Испугались ребята и побежали в детский
сад", - быстро и ритмично ударяют молоточком.
В игре может принимать участие подгруппа
детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.
«Птицы и птенчики»
Задачи: упражнять детей в
восприятии двух звуков (до1 – до 2).
Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4
большие птицы и 3—4
птенчика, рис. 8).
Ход игры. Участвует подгруппа детей.
У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и
высокие звуки, например, до второй октавы. Дети,
которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на
верхнюю ступеньку. Затем звучит do первой октавы, дети ставят больших птиц на
нижнюю ступеньку.
«Что делают дети»
Задачи: различать
знакомые музыкальные произведения
Игровой
материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых
изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки
(рис. 12).
Ход игры. Детям раздают по одной
карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в
грамзаписи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э.
Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное
произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.
Игра
сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.
Игры с нитками
Задачи: развитие чувства ритма
Игровой материал: Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток, ножницы.
Ход игры:
·
Педагог тянет
нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на
стол.
·
Таким образом,
отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности.
·
Педагог, проводя
пальцами по ниткам, пропевает либо длинные, либо короткие звуки.
·
В промежутках
между нитками звук исчезает.
·
Варианты: Педагог
раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»;
несколько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям
пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой
ритмический рисунок.
Музыкально-дидактические
игры для средней группы
«Ступеньки»
Задачи: развивать звуковысотный слух
Игровой
материал: Лесенка из пяти и из трех ступенек,
игрушки (матрешки, зайцы, птички), музыкальные инструменты (флейта,
металлофон).
Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию,
другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по
ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.
«Волшебная посылка»
Задачи: развивать тембровое восприятие
Игровой
материал: Большая
коробка-посылка, металлофон, бубен, барабан, ложки, бубенчики, небольшая ширма
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что в детский
сад пришла посылка, и не простая – волшебная. «Отгадайте, что в ней, и тогда
она будет ваша». За ширмой воспитатель поочерёдно играет на каком-либо
инструменте. Если дети правильно отгадали название инструмента, взятого из
посылки, педагог передаёт его им. Закончить игру можно «Оркес-тром».
«Подумай и отгадай»
Задачи: узнавать знакомые мелодии песен.
Игровой
материал: Карточки по
числу участников с изображением зайца, медведя, птички.
Ход игры: На доску выставляют картинки с
изображением зайца, птицы, медведя. М.р. предлагает детям послушать знакомые
пьесы и отгадать, чья музыка звучит. Детям раздают карточки, они слушают пьесу
и поднимают нужную картинку.«Медведь» В.Ребикова, «Птичка» М.Красева, «Зайчик»
М.Старокадамского.
«Укрась музыку»
Задачи:
развитие тембрового
восприятия, совершенствование чувства ритма
Игровой материал: Записи с вокальной музыкой, знакомой
детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен,
маракас и др.)
Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение,
определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по
своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте,
украшая звучание.
Музыкально-дидактические
игры для старшей группы
«Кто поёт?»
Задачи: Развивать у детей способность различать
регистры (высокий, низкий, средний).
Игровой материал: Три карточки из картона с
изображением мамы, папы, сына.
Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной
семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но
поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким.
Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса,
звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном
походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня»
(мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и
марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья
музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.
Музыкальный материал: «Рассказ папы», «колыбельная песня»,
«Маленький марш» Г.Левкодимова.
«Карусель»
Задачи:
учить детей
чувствовать изменение темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от
быстрого к умеренному и медленному.
Игровой материал: Небольшая игрушечная карусель, легко
приводимая в движение.
Музыкальный материал: «Карусель» Г.Левкодимова.
Ход игры:
·
Исполняется
пьеса, в которой чётко прослеживается изменение темпа.
·
Педагог
обращает внимание детей на эту особенность произведения и при повторном
исполнении предлагает кому-либо из детей передать постепенное изменение темпа в
музыке с помощью игрушечной карусели.
·
Вращая
рукой верхнюю часть карусели, ребёнок раскачивает её то усиливая, то замедляя
движение карусели в соответствии с изменениями темпа музыки.
«Угадай колокольчик»
Задачи: развивать
звуковысотный слух
Игровой
материал: Карточки по числу
играющих, на каждой нарисованы три линейки, цветные фишки-ноты (красный,
жёлтый, зелёный), тир музыкальных колокольчика или металлофон.
Ход игры: Ребёнок-ведущий звенит поочерёдно то
одним, то другим, то третьим колокольчиком или играет на металлофоне три
различных звука, дети располагают кружочки на соответствующих линейках. Красный
– низкий звук, жёлтый – средний звук, зелёный – высокий звук.
«Узнай сказку»
Задачи: различать контрастный характер частей в
музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.
Игровой
материал: Две карточки
с изображением Красной Шапочки Волка. По две карточки зелёного и оранжевого
цвета.
Ход игры: 1-й вариант. После прослушивания
музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают
карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.
Музыкальный
репертуар: «Красная
Шапочка и Серый волк» Г.Левкодимова.
2-й вариант. Дети выполняют почти такое же
задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная
Шапочка – оранжевый квадрат, Волк – зелёный квадрат.
«Громко – тихо
запоём»
Задачи: различать
динамику произведения
Игровой
материал: Любая
игрушка.
Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит
из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её,
руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт все дети: звучание песни
усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или
ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при
повторении игры он имеет право спрятать сам игрушку.
«Буратино»
Задачи: закрепление пройденного материала
Игровой
материал: картинки к музыкальным
произведениям, коробка, буратино.
Ход игры. Педагог объясняет детям, что к ним в гости приехал
Буратино и привез с собой песни, а какие — дети должны сами отгадать. Дети достают из коробки соответствующую
картинку. Игра может проводиться на занятиях с целью закрепления музыкального
материала.
Вариант игры: ребёнок водящий достаёт
карточку и начинает петь песню, которая ему выпала. Тот , кто угадывает первым,
берёт карточку себе. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек. Или тот, кто
угадал, загадывает песню следующим
Музыкально-дидактические
игры для подготовительной группы
«Наше путешествие»
Задачи: развивать
чувство ритма
Игровой
материал: Металлофон,
бубен, ложки, барабан.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям
придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь
музыкальном инструменте. Например: Оля вышла из дома и побежала вниз по
лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова
пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире (показ на
металлофоне).
«Составь музыкальный узор»
Задачи: развивать
чувство ритма
Игровой
материал: карточки с изображением коротких и длинных
звуков, карточки «музыкальных узоров», музыкальные инструменты (металлофон,
баян, триола, пианино)
Ход игры: педагог проигрывает на одном из
инструментов ритмический рисунок, дети выкладывают ритмический рисунок на
столе. Затем сверяют с карточкой «музыкального узора».
Вариант: дети самостоятельно проигрывают узор на
инструменте по схеме.
«Композиторы»
Задачи: закрепление программного
материала
Игровой
материал: двойные карточки с портретами и текстом про
композиторов, музыкальные произведения.
Ход игры:
Вариант 1: педагог зачитывает текст на карточке, дети
угадывают про какого композитора речь.
Вариант 2: педагог показывает портрет композитора,
дети называют его и рассказывают, что знают о нем.
Вариант 3: педагог включает произведение одного из
композиторов. Дети выбирают среди карточек его портрет.
«Море»
Задачи:
развивать
умение детей различать характер музыкальных произведений .
Игровой
материал: Три
карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего;
грамзапись.
Ход игры: Воспитатель предлагает послушать детям
пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил
картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При
повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той
последовательности, в которой они звучали.
«Слушаем внимательно»
Задачи: воспринимать музыку разного
характера.
Игровой
материал: Записи
инструментальной музыки, знакомой детям, детские музыкальные инструменты
(пианино, аккордеон, скрипка).
Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом,
на котором находятся детские музыкальные инструменты. Им предлагают послушать
знакомые музыкальные произведения и определить, какие инструменты исполняют это
произведение. Найти их на столе.
«Чей это марш?»
Задачи: расширить у детей представление о
жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.
Игровой
материал: Прямоугольная
карточка (38-13см), разделённая на три квадрата. На первом - изображены
марширующие пионеры; на втором - марширующие солдаты; на третьем – игрушечные
солдатики. Три картонные фишки (разноцветные)
Ход игры: Дети слушают три разнохарактерные
части марша, исполняемые поочерёдно. По характеру звучания, по выразительным
особенностям дети должны догадаться, чей это марш и закрыть фишкой соответствующую
картинку.
Музыкальный
материал: «Детский
марш», «Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков» Г.Левкодимова.
«Подбери танец»
Задачи: карточки
с изображением различных танцев, музыкальные произведения.
Ход игры: педагог
включает запись музыкального произведения, дети выбирают, какой танец можно под
неё станцевать.
Вариант: дети танцуют под эту
музыку выбранный танец.
Музыкально-дидактические
игры общие
«Какая музыка»
Задачи: умение определять
характер музыки
Игровой материал: интерактивные поля с двигающимися ползунками. На полях изображены
весёлый и грустный жучок, медведь и мышь( форте и пиано), заяц и черепаха
(быстрая и медленная мелодия). Рамки двигаются для выбора характера мелодии..
Ход игры:
музыкальный руководитель показывает картинки и проигрывает пьесы,
соответствующие характеру картинок. После прослушивания каждой пьесы,
определяется её звучание (быстрое, веселое, громкое или медленное, печальное,
тихое)
«Аплодисменты»
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.
Игру можно постепенно усложнять, вводя в
ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!»,
«Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные
присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно
«Нарисуй песню»
Задачи:
воспринимать музыку и уметь её передать образно
Игровой материал: любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.
Ход игры: предложить
детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования,
звучит эта песня.
Дополнительные игры
« Профессии»
Задачи:
расширить представление о музыкальных профессиях, развитие речи.
Вариант 1: игрок
берёт карточку и должен назвать профессию, род занятия (ответить на вопрос что
делает) если не мог, карточка убирается вниз стопки. Если ответил- берёт себе.
Выигрывает тот, кто наберёт больше карточек.
Вариант 2: загадать
загадку про выпавшую профессию остальным участникам. Игроки отгадывают, а
отгадавший загадывает следующую профессию.
Вариант 3:ведущий
начинает перечислять предметы, необходимые для выпавшей профессии. Задача
игроков угадать и назвать её.
Примечание: если выпадет
вопросительный знак, ведущий загадывает ещё профессию, связанную с музыкой.
«Выполни задание»
Задачи: закрепление музыкального материала
Ход игры: дети выбирают себе любое задание,
связанное с музыкой, взрослый зачитывает его для выполнения.
Интерактивные окошки с двигающейся рамкой
Задачи: уметь определять характер музыки и жанр
Ход игры:
педагог включает разные музыкальные произведения, дети слушают и передвигают
рамку соответственно характеру музыки (быстро-медлено, громко-тихо,
весело-грустно, песня-танец-марш),